Перейти к основному содержанию
 

о техническом регулировании в области пожарной безопасности

ГЛАВНАЯ :: СТАТЬИ :: ИНСТРУМЕНТЫ :: НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ :: КАЛЕНДАРЬ :: ССЫЛКИ

EN 45545 - европейский железнодорожный стандарт в области пожарной безопасности

EN 45545 - европейский стандарт (а точнее - группа стандартов), устанавливающих требования и методы испытаний для подвижного железнодорожного состава в Европе.

Группа стандартов EN 45545 разработана Европейским комитетом электротехнической стандартизации (CENELEC) и Европейским комитетом по стандартизации (CEN). Впервые стандарты EN 45545 были утверждены в августе 2013 г.

EN 45545 впервые объединил существующие нормы пожарной безопасности большинства стран Европы и создал удобные условия для международной экономической деятельности.

Стандарты EN 45545 состоят из 7 частей:

EN 45545-1 - общие положения: основные определения, правила классификации железнодорожных транспортных средств;

EN 45545-2 - требования к материалам, используемым в подвижном железнодорожном составе;

EN 45545-3 - требования к огнестойкости конструкций;

EN 45545-4 - требования пожарной безопасности к подвижному составу;

EN 45545-5 - требования к электропоездам;

EN 45545-6 - требования к системам пожарной автоматики;

EN 45545-7 - требования к установкам, использующим горючие жидкости и газы.

Классификация подвижного состава

Согласно EN 45545 железнодорожный транспорт разделяют на 3 группы по уровням опасности - от минимального HL1 до высокого HL3. К наиболее опасным (HL3) относятся, например, спальные и плацкартные вагоны, а также двухэтажные вагоны ("double decked vehicles"), но только в определенных случаях: например, при их эксплуатации в тоннелях длиной более 5 км.

Требования к подвижному составу в группе стандартов EN 45545 устанавливаются исходя из уровня опасности HL.

Методы испытаний материалов

Значительная часть методов испытаний, используемых для определения различных показателей пожарной опасности материалов и изделий, приведена непосредственно в стандарте EN 45545 (а именно в стандарте EN 45545-2 Requirements for fire behavior of materials and components).

К примеру Приложение B к EN 45545-2 устанавливает требования к огневым испытаниям сидений, а приложение C - методы определения токсичности продуктов горения материалов и дымообразующей способности. Стоит заметить, что биологический метод определения токсичности в EN 45545 не предусмотрен (в России применяется именно биологический метод определения токсичности продуктов горения, приведенный в стандарте ГОСТ 12.1.044).

Огнестойкость конструкций

Требования к огнестойкости конструкций, таких как кабельные проходки (вводы), двери, стены, окна и другие конструктивные элементы, установлены в EN 45545-3. В отличие от требований и методов для материалов, которые определены во второй части (EN 45545-2), требования к огнестойкости конструкций очень близки к российским нормам.

Для конструкций нормируется три показателя:

- целостность (E) - способность конструкции препятствовать проникновению пламени и горячего дыма (газов) при одностороннем огневом воздействии;

- теплоизолирующая способность (I) - способность конструкции препятствовать прогреву при одностороннем огневом воздействии;

- теплоизолирующая способность (W) - способность конструкции (как правило - светопрозрачной) снижать тепловой поток (как правило, измеряется в кВт/м.кв.) при одностороннем температурном воздействии.

Средства пожарной автоматики

Требования к средствам пожарной автоматики железнодорожного транспорта установлены в 6-й части стандарта EN 45545 (EN 45545-6 Railway applications - Fire protection on railway vehicles - Part 6: Fire control and management systems).

Пожарные извещатели выбираются в зависимости от вида защищаемой зоны, при этом может применятся широкий спектр типов извещателей (дымовые точечные, аспирационные, линейные тепловые, мультикритериальные и др.). На практике не применяются разве что линейные дымовые извещатели из-за особенностей устройства и эксплуатации ж/д транспорта.

EN 45545-6 также содержит и требования к системам оповещения, аварийного освещения и т.п.

В отличие от некоторых других частей EN 45545 данная часть стандарта не содержит отдельных методов испытаний. Для технических средств пожарной автоматики используются стандартные методики Евросоюза (например, EN 54 Fire detection and fire alarm systems).